Об экологической безопасности инновационной экономики

Авторы

Опубликовано в 2011 г.

Недавно во Всероссийской организации качества прошло обсуждение проблем российской инновационной экономики. Не знаем, всегда ли рождается в споре истина, но рукопись для публикации появилась. Ее подготовили главные редакторы журналов «Стандарты и качество» и «Методы оценки соответствия» Г.П. Воронин и О.М. Розенталь. Приглашаем наших читателей присоединиться к дискуссии.

Инновация — это создание не только нового или значительно улучшенного продукта, но и нового организационного метода в деловой практике.
Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям

Недавно во Всероссийской организации качества прошло обсуждение проблем российской инновационной экономики. Не знаем, всегда ли рождается в споре истина, но рукопись для публикации появилась. Ее подготовили главные редакторы журналов «Стандарты и качество» и «Методы оценки соответствия» Г.П. Воронин и О.М. Розенталь. Приглашаем наших читателей присоединиться к дискуссии.

Важнейшей задачей Российской Федерации является инновационное развитие экономики. Президент России определил, что в нынешних международных условиях модернизация страны является первейшей нашей целью, без этого просто невозможно создать сильную, влиятельную Россию.

Судя по некоторым данным, бизнес откликнулся. Так, опрос, проведенный Pricewaterhouse Coopers совместно с Российской экономической школой, Российской корпорацией нанотехнологий (РОСНАНО) и Российской венчурной компанией перед Санкт-Петербургским экономическим форумом — 2010 в нескольких десятках крупных компаний с годовым оборотом более 100 млн долл., показал: 40% из них начали производство принципиально новых продуктов. Кроме того, 73% этих «локомотивов экономики» приступили к разработке новых технологий, направленных на создание глобальных инноваций.

Позитивные сдвиги налицо. Но важно, чтобы инновационная экономика опиралась на соответствующий менеджмент. Это подчеркнул Европейский парламент в своей резолюции1, касающейся политики поддержки инноваций. В России основной задачей запуска современной инновационной экономики является создание развитой системы экологического менеджмента, гарантирующей безопасность окружающей природной среды.

Так говорит директор Российской венчурной компании И.Р. Агамирзян. Двумя основными барьерами, препятствующими развитию инновационной активности в России, являются «излишняя бюрократизированность» и «несовершенство природоохранного законодательства». Как следствие, инновационный бизнес характеризуется недружественным, даже иждивенческим отношением к природным ресурсам. Не напрасно лозунг современного геолога-нефтеразведчика звучит так: «Быстрее, глубже, дешевле!» Не превращает ли это места нефтедобычи в зоны экологической катастрофы? Известно ведь, что использование скважин в Норвегии составляет 80% дебета, в Саудовской Аравии — 50%, а в России — только 20—30%. При том что, по данным Международного энергетического агентства, 16 из 20 крупнейших месторождений мира истощаются, а для компенсации спада необходимы гигантские инвестиции в работы по повышению нефтеотдачи — около 5 трлн долл. до 2030 г.

Но российское природоохранное законодательство, а следовательно и корпоративный экологический менеджмент построены так, что нефтяной бизнес не заинтересован в отработке скважин суши. Вместо этого все чаще оглядывается на морские залежи черного золота, что особенно тревожно. «Россия претендует на новые участки шельфа северных морей, утверждая себя в качестве арктической державы, — пишет Business Guide2, — но решений возникающих при этом технологических проблем в российских компаниях нет, и ни одна компания в России еще не осуществляла самостоятельной разработки месторождений «северного» шельфа».

Фонд «Сколково» и американская компания Cisco объявили конкурс на соискание премии по номинациям «Инновационные технологии», «Применение технологий в энергосбережении», «Применение технологий в машиностроении». Такова практическая реализация Меморандума о взаимопонимании, подписанного в июне 2010 г. во время визита Президента России в Калифорнию. Ожидается массовый трансфер американских технологий. Но как будут встраиваться они в национальное правовое поле, если Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не выполняется по многим разделам, а Система стандартов «Охрана природы» (ГОСТ 17.) безнадежно устарела, не актуализируется и на инновационную технологию явно не ориентирована?

Внедрение инноваций любой ценой недопустимо! В широком смысле инновации — это инвестиции в будущее благосостояние общества. Именно с этой точки зрения рассматривается сегодня роль инноваций на самом высоком политическом уровне. Но тогда абсолютно очевидно, что поворот в сознании на инновационную экономику и лидерство на глобальных рынках должен сочетаться с новой системой экологического регулирования.

Прежде чем сформулировать подходы к этой системе, проиллюстрируем угрозы экономики на примере нанотехнологий и представим опыт регулирования инновационных процессов в развитых экономиках.

НАНООПАСНОСТИ

Наночастицы и наноматериалы характеризуются комплексом физических, химических свойств, которые часто радикально отличаются от свойств этого же вещества в макроскопической форме. Это позволяет рассчитывать на новые экономически эффективные технологии, развитие инноваций и модернизацию, однако порождает и новые экологические опасности. В наноразмерном состоянии повышается химический потенциал веществ, соответственно изменяются их растворимость в природных средах, реакционная и каталитическая способность, адсорбционная емкость, реакционная способность и каталитические свойства. Наночастицы невозможно описать в терминах гиббсовой термодинамики. Их поверхностная активность настолько велика, что они легко связываются с нуклеиновыми кислотами, белками, встраиваются в мембраны и клеточные структуры живых организмов, изменяя их изначальные функции. Так возникают повышенные риски разрушения природных экосистем и здоровья населения. При этом инновации в нанотехнологии могут стать уже не инвестициями в будущие поколения, а угрозой для этих поколений. Необходимы исследования токсикологических свойств наноматериалов, системные исследования in vitro и in vivo, соразмерные с быстро нарастающим количеством этих материалов.

Служба, осуществляющая их международную регистрацию, — Chemical Abstracts Service3 — фиксирует миллионы новых неорганических и органических веществ — грозных предвестников предстоящих испытаний для цивилизации, представляющих собой мутагены, канцерогены, эмбриотоксиканты. НИИ питания РАМН называет множество наноматериалов с высокой степенью потенциальной опасности, для которых токсиколого-гигиеническая характеристика должна проводиться (но не проводится!) в полном объеме4. Практически не исследуются адсорбционная емкость новых материалов, их гидрофобность, способность генерировать свободные радикалы, определяющие токсические свойства и потенциальную опасность нанопродуктов5. В этом может помочь применение стандартов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ


Опыт развитых экономик показывает, что инновационные экономические преобразования требуют опоры на базу соответствующих директив, правил и стандартов управления. Правовое поле формируется по-разному. Можно, например, упомянуть о создании Европейским комитетом по стандартизации (CEН) нового ТК 389 «Менеджмент инноваций» на базе образованной в июне 2007 г. CEН/ТБ/РГ 201. Императивом деятельности ТК 389 является технологическая дорожная карта (technological route map), включающая стандарты безопасности инноваций, в том числе для окружающей среды. Национальные организации по стандартизации ряда европейских стран разработали национальные стандарты в области регулирования безопасности инновационных технологий и рационального управления ресурсами (см. таблицу).

Стандарты в области менеджмента инноваций за рубежом
BS 7000-1:2008 регламентирует, что приоритетом для инновационной деятельности является гарантия безопасности с учетом рисков негативных последствий на стадиях исследования, проектирования, изготовления, дистрибуции, маркетинга и при утилизации продукции. Подобные подходы содержат «инновационные стандарты» Испании (UNE 166002:2006) и Португалии (NP 4457:2007), регламентирующие новые системы менеджмента в области исследований, разработок и инноваций (RDI). Их требования гармонизированы с требованиями стандарта ИСO 72:2001 (Руководящие указания для обоснования и разработки стандартов на системы менеджмента) и включают требования планирования безопасности, эффективности и рационального использования природных ресурсов. Условием достижения устойчивого успеха неизменно являются требования по безопасности, охране окружающей среды.

Помощь пользователям в этом плане предлагает новаторский стандарт ИСO 31000:2009 (Управление рисками), который устанавливает, что руководство организации должно оценить риски, сопровождающие инновационную деятельность и подготовить предупреждающие действия, чтобы минимизировать опасности, не допускать ситуации, когда эффект от инновационной деятельности может быть сравним с возможным ущербом от неправильных и несвоевременных действий. Перечисленные стандарты в качестве национальных в России не приняты, впрочем, как и другие документы безопасности инновационного развития.

ЧТО ДЕЛАТЬ


Россия — страна с явно привлекательным инвестиционным потенциалом. Но стратегические инвестиции в нашу экономику не спешат. Как правильно заметила заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам Федерации и региональной политике Г.С. Изотова, главным риском для инвесторов остается проблема эффективного управления.

До сих пор в России считают, что главными источниками экологических опасностей, загрязнения водных и других природных объектов являются цветная и черная металлургия, химическая, нефтехимическая и другая промышленность. Но даже беглый анализ показывает, что истинный виновник опасностей — неудовлетворительное экологическое регулирование6. Так, до сих пор сохраняется абсолютно неприемлемая для инновационной экономики централизованная система экологического нормирования, исключаются неизбежные для экологических систем допуски, а контрольные данные формируются на основе нерепрезентативного мониторинга с не учтенной погрешностью измерительного контроля. Нормативы качества, такие, как предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ, установленные на основе исследования модельных зависимостей «доза—эффект», не отражают фактических задач экологического нормирования, соответственно для одних природных объектов нормативы оказываются неприемлемо повышенными, а для других — заниженными.

«Упрощенчество», допустимое в доиндустриальной среде, абсолютно неприемлемо в инвестиционной экономике. А ничтожные ресурсы, которыми располагают современные природоохранные органы, совершенно недостойны тех гигантских задач, которые стоят перед национальным природопользованием. В России свыше 2,5 млн рек, водохранилищ, водно-болотных угодий, множество других водных объектов и всего несколько тысяч инспекторов водного контроля.

Известно, что число ошибок оператора увеличивается экспоненциально с ростом числа объектов управления. А если учесть сложную динамику иных водных объектов, можно уверенно утверждать, что даже самой грамотной службе в созданных условиях со своей задачей не справиться.

Развитые экономики быстро реагируют на возникновение экологических проблем. Рамочная директива ЕС по водной среде и Директива ЕС о среде обитания (Хабитат) ныне признаны недостаточными, они не позволяют дать интегральную оценку качества водных ресурсов, установить допуски или уровни значимости получаемых результатов и выявлять экологически допустимый уровень водопользования, а также критерии зон, требующих защиты и восстановления. Ярким примером нового подхода к анализу речных ресурсов является стандарт EN 14614:2004 (Качество воды. Руководство по оценке гидроморфологических характеристик рек), подготовленный CЕН/TК 230 «Анализ воды» и принятый как обязательный в соответствии с внутренними правилами CEН/CEНЭЛEК. Этот документ совместно с серией опущенных здесь стандартов по ведению водного мониторинга регламентирует требования к протоколам качества природных водных объектов, к учету таких дескрипторов, как допустимый риск (заданный допуск, приемлемая статистическая значимость), для целей экологически сбалансированного водопользования.

Логика перехода России к инновационной экономике требует принципиальных инноваций в сфере экологического менеджмента. Необходимы оптимизация системы нормирования с учетом регионального и зонального подходов, легитимизация концепции максимально допустимого риска и воспроизводимости результатов экологического контроля. Все это — неотъемлемая часть единой инновационной стратегии, ориентированной на качество жизни будущих поколений.

Президент России направил в Государственную Думу РФ заключение на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». В связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предложено исключить из сферы технического регулирования отношения, связанные с установлением требований по охране окружающей среды. Это еще больше усложняет задачу формирования современной системы экологического регулирования. В частности, требования Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» по переходу к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду необходимо выполнить в полном объеме и не позже, чем будут приняты обещанные правила либерализации природопользования.
  1. European Parliament resolution of 24 May 2007 on putting knowledge into practice: a broad-based innovation strategy for Europe.
  2. Приложение к газете «КоммерсантЪ». — 2010. — 1 дек. — № 47.
  3. www.cas.org.
  4. МУ 1.2.2520—09 «Токсиколого-гигиеническая оценка безопасности наноматериалов», МР 1.2.2522—09 «Методические рекомендации по выявлению наноматериалов, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека», Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.07 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
  5. Сайт Национальной медицинской библиотеки США — www.ncbi.nlm.nih.gov, сайт Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств — www.fda.gov/nano technology, сайт Агентства США по охране окружающей среды — www.epa.gov/OSA/pdfs/nanotech/epa-nanotechnology-whitepaper-0207.pdf, сайт Организации экономического сотрудничества и развития — www.oecd.org./env/nanosafety, электронная база данных в сфере нанотехнологий, содержащая полные тексты патентов США с 1972 г., — www.uspto.gov.
  6. Данилов-Данильян В.И., Розенталь О.М. Антикризисное управление // Стандарты и качество. — 2009. — № 6.

Источник:  Журнал «Стандарты и качество»

Журналы о качестве

Журналы РИА «Стандарты и качество»

ВОК приглашает

EOQ Congress 2017

ВДК 2014: Фотоальбом

ВДК - 2014. Ульяновск

Рассылки

Подпишитесь на бесплатную
электронную газету Quality News

* Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:

Email *

Темы