Копировать и тиражировать или творить?

Авторы

Опубликовано в 2014 г.

Изменение спектра производимых товаров и услуг происходит в любой стране. Это связано с конкуренцией 2и в результате приводит к повышению удовлетворенности потребителей, т. е. всех нас. В этом смысле наша жизнь улучшается. Но давайте посмотрим, «в какую сторону» этот спектр изменяется в России и какими последствиями это нам грозит.

Посещение как магазинов, так и предприятий и организаций говорит об одном — в целом спектр производимых в России продуктов все более смещается в сторону иностранных продуктов, т. е. продуктов (и большей частью — технологий), придуманных за рубежом. Казалось бы, что же в этом плохого, если в результате и соотношение цена/качество продуктов, и занятость населения улучшаются? А плохое заключается в ответе на вопрос: на какой уровень жизни мы при этом можем рассчитывать?

Рассматривая «качество» в широком смысле (полезные свойства продукта, себестоимость, перспективность, объем производства и т. д.), процесс жизненного цикла продукта от стадии «задумки» до стадии его серийного производства можно разделить на «две половинки качества» — «идею» и ее «реализацию». Например, конструкция, технология, подготовка производства — это «идея», а собственно серийное производство — это «реализация». Конечно, каждую из этих «половинок» опять можно разделить на две «половинки».

Получается, что при указанной тенденции освоения продуктов и технологий мы оставляем себе только последнюю «половинку из половинок» – производство, чем сильно сужаем пространство для конкуренции. В самом деле, за счет чего мы будем иметь конкурентное преимущество, если такой же продукт по той же технологии производится, например, в Китае или Индии? Или мы сумеем сделать свое производство более экономичным, чем там? За счет чего же — за счет снижения зарплаты работников? Похоже, так и происходит.

Выход один: мы должны встать на путь развития конкурентоспособных «идей» в части инновационных продуктов, их конструкций, технологий и т. д. Везде — от новых узлов машин до новых методик учебных курсов. Это требует затрат, причем весьма рисковых, однако иного пути нет.

Реализовав новую «идею», мы сможем какое-то время «снимать сливки» с нее. Именно какое-то время, так как завтра появится более совершенная «идея». И подобным путем идут Корея и Китай. А мы в поддержке новых «идей» и мотивации явно отстаем: падает число изобретений, качество образования и науки, идет отток квалифицированных специалистов за рубеж. «Обидно за державу» прежде всего здесь. Инициатива отдельных предпринимателей (Ё-мобиль Прохорова) вызывает уважение, но все-таки без поддержки государства не обойтись.

Есть надежда, что активность и творчество наших специалистов еще не угасли, но они отчаялись ждать старта от законодателей и менеджеров…

Источник:  Журнал «Методы менеджмента качества»

Журналы о качестве

Журналы РИА «Стандарты и качество»

ВОК приглашает

EOQ Congress 2017

ВДК 2014: Фотоальбом

ВДК - 2014. Ульяновск

Рассылки

Подпишитесь на бесплатную
электронную газету Quality News

* Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:

Email *

Темы